Гуманитарный Рунет

Вопрос 4. Система методов самовоспитания в процессе формирования и развития личности сотрудника ОВД.

Уровень сформированности и развитости личности сотрудника напрямую зависит от того, насколько самостоятелен и активен он в процессе самовоспитания.

В чем же сущность самовоспитания? Под самовоспитанием пони­мается целенаправленная, активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств.

Таким образом, самовоспитание — это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование.

Выделяют следующие основные психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД:

1. наличие адекватной самооценки своих достоинств и недостатков;

2. наличие глубоко осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания;

3. необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием;

4. определенный уровень развития воли, способности к саморегулированию;

5. глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам),

6. общее положительное отношение к выполнению служебного долга.

Исходным же компонентом процесса самовоспитания, как и любо­го другого вида деятельности, являются мотивы — сложные и глубоко осознанные побуждения к систематической работе над собой.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня общего развития, направленности), характера служебной деятельности.

Процесс самовоспитания условно можно подразделить на два уровня:

Первый уровень — преодоление недостатков, выявленных в процессе самопознания. Осознание того, что мешает в службе или повседневной жизни, заставляет сотрудника ОВД в первую очередь сосредоточиться на борьбе с этими недостатками. Второй уровень — самовоспитание характеризуется стремлением к совершенствованию положительных личностных качеств.

Выделение двух уровней самовоспитания не противопоставляет их друг другу. Более того, они успешно развиваются на основе единых приемов и способов самовоспитания.

Таким образом, самовоспитание будет более эффективным, если:

1. Правильно поставлена цель, в которой выделены конкретные задачи:

1.1. Достигнуть гармонического, всестороннего совершенства: физического, нравственного, умственного, сознательно-волевого, мировоззренческого. На этой основе повысить степень общей творческой, деятельной активности, жить более целенаправленно и общес­венно полезно.

1.2. Рационализировать свою жизнь, наполнить ее деловым содержанием.

1.3. Подвергать свои потребности, интересы, желания, ценности строгому мыслительному анализу.

1.4.Запретить себе бесплодно мечтать, стремиться к нереальному или никчемному.

1.5. Развивать самодисциплину, победить косность, инерцию. Иметь девизом: активность и деятельность всю жизнь.

1.6. Укрепить чувство долга и ответственности, превратить свои слова, а тем более — обещания, в закон, необходимость. Должно быть единство слова и дела.

1.7. Воспитывать чувство меры. Абсолютное воздержание от алкоголя, курения, снотворных. Увеличить роль и ценность духовной, творческой деятельности.

1.8. Воспитывать уважительное отношение к людям как к высшей ценности. При любых ситуациях проявлять вежливость, выдержку, тактичность, оказывать помощь людям в трудных для них ситуациях.

1.9. Учиться управлять эмоциями, чувствами, страстями.

2. Составлена программа действий (определены пути самосовершенствования).

2.1. Выявление в себе несоответствия между новыми знаниями, пониманием мира, жизни, новыми целями и задачами, интересами и своими реальными возможностями, которые этому новому не соответствуют.

2.2. Создание для себя идеала, который мог бы решать эти новые задачи, осуществлять новые потребности, интересы.

2.3. Анализ своего характера, способностей, поведения, достижений и неудач в свете новых целей, задач, нового понимания мира.

2.4. Сравнение себя — реального человека, со своим идеалом и определение задач самовоспитания (физического, умственного, нравственного).

2.5. Составление программы самовоспитания по содержанию, значению и последовательности.

2.6. Разработка режима суток, ситуаций и упражнений по само­воспитанию.

2.7. Практическая реализация программы самовоспитания, конт­роль, оценка, коррекция, осмысление причин неудач.

3. Применяется целостная система методов самовоспитания.

3.1. Самопознание — важный шаг на пути самосовершенствова­ния. Одним из условий успешности самопознания и тем самым эффек­тивности самовоспитания является глубокое изучение свойств своей личности: направленности (системы целей, мотивов, интересов, убеждений, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов, ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения, мышления). В процессе самоанализа необходимо делать упор на анализ результатов своей деятельности, собственное пове­дение, так как человек может наиболее объективно судить о себе именно по своим реальным поступкам.

загрузка…

3.2. Самооценка — определяется мировоззрением, идеалами, уровнем развития личности и является результатом сравнения с иде­алами по тем или иным параметрам.

3.3. Самосравнение — выступает как разновидность самооценки и заключается в сравнении себя с окружающими с целью перенять у них все хорошее, недостающее. Плохо, если сравнение порождает за­висть. В этой связи полезно знакомство с образцами самовоспитания великих людей.

3.4. Самообязательство — внутреннее требование к самому себе, к своему поведению. Оно принимается по внутреннему убеждению, требованиям общества, обязанностям человека. Самообязатель­ство возникает как следствие несоответствия между идеалом, образ­цом, общественными требованиями и своим конкретным поведением. Самообязательство необходимо для целенаправленного самовоспита­ния. Оно может быть оформлено в виде дневника.

3.5. Самоубеждение — дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против». Пра­вильные решения могут быть приняты только при разносторонней оценке всех обстоятельств в спокойной обстановке. Поэтому в про­цессе самоубеждения надо учитывать характер возникающих чувств: обида, зависть, самолюбие, гнев, которые могут привести к необъ­ективным оценкам.

3.6. Самовнушение — основано на специфике слова как раздра­жителя. Индивид воздействует на самого себя с помощью слова в специально созданных условиях. Наиболее благоприятно самовнушение протекает при мышечном расслаблении, поэтому лучшим временем для самовнушения считается период перед засыпанием и непосредственно после пробуждения. Успех самовнушения достигается при условии, если личность способна концентрировать свое сознание на предмете внушения.

3.7. Самоупражнение — формирование устойчивых привычек пове­дения. Оно направлено на формирование способности и внутренней потребности совершать те или иные поступки, выработанные в ре­зультате их многократного повторения, путем регулярных упражнений можно выработать положительные и преодолеть отрицательные привыч­ки.

3.8. Самопринуждение — волевое усилие, направленное на прео­доление трудностей, препятствий, на соблюдение принятых правил и т.п. Однако принуждение должно быть крайне редким, а не основным средством.

3.9. Самоприказ — воздействие на свое эмоциональное состоя­ние посредством речи. Самоприказ способствует реализации програм­мы самовоспитания в затрудненных условиях, помогает осуществлять установки, мобилизоваться. Он способствует также исправлению лож­ных установок и устранению нежелательных привычек.

3.10. Самоотчет — отчет человека перед самим собой о процес­се и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет тесно связан с самоанализом и разделяется на итоговый и текущий. Он может осу­ществляться в форме устной речи, специальных дневников и т.п.

3.11. Самоконтроль — установление отклонения реализуемой программы деятельности от заданной с последующей корректировкой плана деятельности или поведения. Самоконтроль обеспечивает под­чинение разных видов деятельности мотиву самосовершенствования.

Необходимо выработать привычку проводить вечером итоги дня.

3.12. Самопоощрение и самонаказание — эмоциональное подк­репление совершенных поступков. Самопоощрение — это осознание и переживание своих успехов. Самонаказание — это осознание и пере­живание своей вины, недовольство собой.

В дальнейшем по мере повышения уровня осознанности самовос­питания, необходимо вырабатывать личные правила самовоспитания, определяющие основные линии поведения, систему поступков в разных условиях, способствующую преодолению ситуативности программы са­мовоспитания.

Здесь особый интерес представляют личные правила выдающихся

И в завершении данного вопроса рассмотрим некоторые направ­ления и условия, способствующие самовоспитанию:

— воспитание у сотрудников убежденности в полезности и необ­ходимости своего труда, дисциплинированности, личной ответствен­ности за выполнение служебного долга;

— формирование у сотрудников активной жизненной позиции и ус­тойчивых мотивационных установок на постоянное самосовершенство­вание;

— всестороннее и систематическое изучение подчиненных непос­редственными начальниками, учет их особенностей в организации са­мовоспитания;

— ознакомление сотрудников с вопросами теории и методики са­мовоспитания;

— систематическое повышение требовательности к подчиненным со стороны руководителей подразделений;

— обеспечение личного примера руководителей в выполнении своего долга, в работе над собой;

— умелое использование средств массовой информации, произве­дений искусства, художественной литературы в целях побуждения к самовоспитанию.

Таким образом, использование воспитания и самовоспитания в комплексе, когда воспитание заставляет личность работать над со­бой и сама личность содействует этому, — залог успеха в формиро­вании профессиональных качеств сотрудников ОВД.

Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расши­рению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенство­вание практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Заключение по 4 вопросу.Таким образом, самовоспитание — это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Выделяют основные психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД: наличие адекватной самооценки своих достоинств и недостатков; наличие глубоко осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания; необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием; определенный уровень развития воли, способности к саморегулированию; глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам), общее положительное отношение к выполнению служебного долга.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня общего развития, направленности), характера служебной деятельности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *