Виртуальная реальность

Тема 9. Интеллектуальные инвестиции, состав и характеристика

Вопросы:

Понятие интеллектуальных инвестиций. Интеллектуальная собственность, ее содержательная характеристика. Интеллектуальные инвестиции фирм. Инновационный капитал. Инновационные инвестиции как часть инновационного капитала. Направ­ления инновационных инвестиций в компании. Проблемы реализации интеллектуальных инвестиций в РФ.

Интеллектуальные инвестиции —это вложения в человеческий, ор­ганизационный, инновационный капитал компаний и частных лиц.

Получение образования или профессиональных навыков может рассматриваться как пример частных инвестиций в собственный человече­ский капитал. Формирование специфических компетенций персонала, необходимых для развития конкурентной позиции компании па рынке, может рассматриваться как инвестиции в интеллектуальный капитал компании (в такой элемент интеллектуального капитала, как человече­ский капитал).

Интеллектуальная собственность— это активы интеллектуального капитала, которые: 1) признаются в финансовом учете (т.е. нематери­альные активы) и 2) имеют правовую защиту.

Примеры интеллектуальной собственности: патенты, авторские пра- па, товарные знаки, имена, коммерческие секреты, ноу-хау.

Интеллектуальные инвестиции фирм часто группируются по трем или четырем направлениям, формирующим определенную (нематериальную) часть основного капитала компании: организационный, кли­ентский, человеческий и инновационный капитал. В ряде случаев встре­чается следующая группировка элементов интеллектуального капитала: человеческий, структурный внешний (по сути, клиентский) и структур­ный внутренний (организационный капитал, который объединяет ин­новационные и технологические неосязаемые активы).

Инновационный капитал создается в компаниях через научные, ис­следовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР, R&D), по­купку новаций. Анализ успешных компаний показывает, что элементы интеллектуального капитана хорошо работают только интегрировано, поддерживая друг друга. Инвестиции только в один элемент капитала редко дают значимые результаты. Сложный вопрос управления интел­лектуальными инвестициями — поиск баланса вложений денег между; различными элементами.

Инновационные инвестиции— вложение капитала в создание (по­купку) и внедрение новшеств, которые приводят к качественным и количественным улучшениям продуктов (услуг), технологий и биз­нес-моделей.

Инновационные инвестиции являются частью интеллектуальных инвестиций. Компании либо покупают новации и внедряют их в те­кущую деятельность, либо создают их через осуществление НИОКР. Принято выделять законченные научно-исследовательские разработки и находящиеся в процессе реализации (незаконченные — IPRD).

В деятельности компании целесообразно обозначить четыре направ­ления инновационных инвестиций:

[1] . продуктовые, ведущие к созданию в рамках компании новых про­дуктов или услуг;

2. процессные, позволяющие создать новые технологии производ­ства, обеспечить более высокий уровень автоматизации;

3. управленческие, дающие возможность смены бизнес-моделей или усовершенствования отдельных управленческих функций;

4. внедренческие, позволяющие встроить приобретенные техноло­гии (включая управленческие) в деятельность компании (напри­мер, приобретение и внедрение новых информационных, комму­никационных технологий).

Проблема низкого уровня вложений в исследования и разработки по российским компаниям связана, с одной стороны, со слабостью финан­сового рынка и недостаточностью финансовых ресурсов, а с другой — с проблемами оценки эффективности рассматриваемых инновационно-­инвестиционных предложений. Проблема оценки — высокие риски реализации и невозможность применить традиционные модели анализа экономической эффективности, а значит, трудности в разработке по­нимаемого инвесторами бизнес-плана (инвестиционного проекта). Еще одна проблема — неизученность вопроса о реакции фондового рынка на принятые в компании решения по увеличению вложений в НИОКР; ведь по российским и международным стандартам эти затраты в боль­шинстве случаев трактуются в отчетности как текущие, а следовательно, приводят к уменьшению чистой прибыли. В тех случаях, когда рыночная капитализация существенно ориентируется на сигналы по прибыли, ин­вестиции в НИОКР могут создавать парадоксальную ситуацию негатив­ного восприятия рынком инновационной активности компаний.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *