Программирование

Проверка начисления и уплаты НДС

Проверка начисления и уплаты НДС

27.2 Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль

27.3 Проверка расчётов и уплаты налога на имущество

При проверке исчисления и уплаты НДС используют:

— положения по бухгалтерскому учёту и отчётности;

— федеральный закон «О бухгалтерском учёте»;

— план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации;

— НК РФ части I и II;

— методические рекомендации по применению главы 21 «НДС» НК РФ части II;

— формы налоговой декларации по НДС;

— правила ведения учёта выставленных и полученных счетов-фактур, книг продаж при расчётах по НДС.

К задачам проверки относят:

— полноту определения объектов налогообложения;

— обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей налогообложения;

— соответствие операций, освобождённых от уплаты НДС в соответствии с НК РФ;

— ведение раздельного учёта операций, подлежащих налогообложению и освобождённых от обложения НДС;

— последовательность применения учётной политики в отношении раздельного учёта;

— обоснованность определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг безвозмездно, с оплатой неденежными средствами, по срочным сделкам, при реализации зависимым лицам, при реализации по ценам, различающимся более чем на 20%;

— правильность определения налоговой базы при выработке продукции и давальческого сырья;

— правильности определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ собственного потребления, передачи товаров, работ и услуг для собственных нужд;

— правильность определения налоговой базы предприятием, выступающим в качестве налогового агента;

— полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с авансами и процентами;

— правильность применения налоговой ставки 0%, 10%, 18%, 9,09% и 15,25%;

— соответствие операций, по которым применяются ставки 0% и 10% перечню, установленному в НК РФ;

— своевременность и полнота включения в налоговою базу операций, облагаемых по ставке 0%, в случае непредставления в налоговые органы установленных документов в течение 180 дней;

— правильность определения даты реализации товаров, работ, услуг по отгрузке и по оплате;

— соответствие составления счетов-фактур и ведения журналов учёта, книг покупок и продаж требованиям, установленным НК РФ и постановлением №914;

— правильность отнесения НДС, уплаченного поставщиками и подрядчиками на затраты по производству и реализации продукции;

— правильность применения налоговых вычетов;

— подтверждённость налоговых вычетов установленными документами;

— правильность заполнения налоговых деклараций и соответствие приведённых в них данных данным книг покупок и продаж, а также данным учётных регистров;

— своевременность уплаты налога и предоставления налоговых деклараций;

— правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

— правильность отражения в учёте сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

— своевременность проведения инвентаризации расчётов с налоговыми органами по НДС;

— своевременности и правильность отражения в учёте сумм налога, зачтённых налоговым органом на уплату недоимок, пени и штрафных санкций;

— соответствие отражённой в бухгалтерской отчётности задолженности по НДС данным в учётных регистрах и инвентаризации (сверки) расчётов.

Источниками информации служат:

— счета-фактуры, выставленные покупателем и заказчиком;

— счета-фактуры, полученные от продавцов и исполнителей, журналы учёта полученных и выставленных счетов фактур;

— книга покупок и продаж;

— налоговая декларация по НДС;

— карточки анализ счетов 19, 68.

Процедуры

— анализ начисленного НДС и объём реализации;

— анализ отношения НДС, предъявленного к вычету и оплаченной кредиторской задолженности;

— опрос;

— подтверждение;

— просмотр документов;

— сравнение документов;

— пересчет.

Характерные ошибки:

— не включение в объект налогообложения таких операций как выполнение работ и оказание услуг для собственных нужд, передача товаров для собственных нужд;

— вычет суммы налога, уплаченного за товары , не являющейся объектом налогообложения таких как списания вследствие хищения и недостачи; списание вкладываемых материальных ценностей в уставный капитал других организаций; списание материальных ценностей, вносимых в совместную деятельность;

— вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым не осуществлена фактическая их оплата;

— вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым отсутствует документальное подтверждение фактической оплаты;

— неправомерное использование налоговых льгот;

загрузка…

— неправильное заполнение налоговой декларации.

27.2 Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль

При проверке расчётов по налогу на прибыль используются:

— положения по бухгалтерскому учёту и отчётности,

— федеральный закон «О бухгалтерском учёте»,

— план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации,

— НК РФ части I и II,

— постановление правительства о классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы,

— форма декларации по налогу на прибыль и инструкция по её заполнению,

— методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ.

Перечень задач при проверке исчисления налога на прибыль весьма многообразен. Аудитор должен убедиться в:

— последовательности применения учётной политики в отношении признания доходов и расходов;

— установлении учётной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учёта и форм аналитических регистров налогового учёта;

— полноте и правильности формирования соответствующих регистров налогового учёта следующих видов доходов:

— от реализации продукции, работ, услуг,

— от реализации товаров,

— от реализации основных средств,

— от реализации ценных бумаг,

— от реализации прочего имущества и имущественных прав,

— от реализации продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,

— внереализационных доходов;

— обоснованности признания даты получения доходов;

— экономической оправданности и документальной подтверждённости расходов, принимаемых для целей налогообложения;

— соответствии установленному перечню расходов, не учтённых в целях налогообложения (не уменьшивших налоговою базу);

— полноте и правильности формирования в соответствующих регистрах налогового учёта следующих видов расходов:

— расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг),

— расходов на реализацию товаров,

— расходов на реализацию основных средств,

— расходов на реализацию ценных бумаг,

— расходов на реализацию прочего имущества и имущественных прав,

— расходов на реализацию продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,

— внереализационных расходов;

— обоснованности даты признания осуществления расхода;

— ведение аналитического налогового учёта доходов по видам деятельности, облагаемых по разным ставкам налога;

— ведение аналитического налогового учёта расходов на производство и реализацию продукции в разрезе прямых и косвенных расходов;

— последовательности применения учётной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов по средней себестоимости, по ФИФО и ЛИФО;

— соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых коллективных договоров;

— обоснованности отнесения для целей налогообложения активов к амортизируемому имуществу;

— ведении аналитического налогового учёта доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества по каждому объекту;

— последовательности применения учётной политики в отношении метода начисления амортизации;

— обоснованности оценки и стоимости незавершённого производства, готовой продукции;

— правильности определения прямых расходов и отнесения их на реализованные товары и остатки товаров на складе для операций торговли;

— своевременности признания для целей налогообложения расходов на ремонт основных средств и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

— ведении аналитического налогового учёта расходов на ремонт основных средств по составу отремонтированных основных средств к моменту возникновения расходов, сумм расхода на ремонт, переносимый на будущее;

— обоснованности и правильности отнесения к расходам представительских расходов, расходов на подготовку и переподготовку кадров, расходов на рекламу;

— обоснованности формирования резервов (по сомнительным долгам и гарантийному ремонту и обслуживанию);

— обоснованности и правильности уменьшения налоговой базы путём переноса убытков на будущие;

— своевременности и правильности определения доходов и расходов при кассовом методе;

— правильности применения налоговой ставки 24%, 15%, 9%;

— правильности и своевременности уплаты авансовых платежей;

— правильности составления и своевременности предоставления налоговой декларации;

— правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом;

— наличии сверки расчётов с налоговым органом;

— соответствии отражённых в отчётах задолженности по налогу на прибыль с данными учётных регистров и инвентаризации.

Источники информации:

— регистры аналитического налогового учёта доходов и расходов;

— расчёты бухгалтерии;

— декларации по налогу на прибыль;

— расчёты по авансовым платежам;

— журнал-ордер №15;

— карточка и анализ счёта 68.

Аудиторские процедуры:

— инвентаризация, например, незавершённого производства,

— осмотр и обследование,

— наблюдение,

— контрольные замеры,

— технологический контроль,

— лабораторный контроль,

— аналитические процедуры,

— опрос,

— подтверждение,

— просмотр и сравнение документов,

— пересчёт арифметических расчётов.

Характерными ошибками являются:

— отражение расходов, не имеющих документального подтверждения;

— отражение расходов, признанных на основе первичных документов, форма которых не установлена и не соответствует требованиям;

— отражение в аналитическом налоговом учёте расходов, которые увеличивают стоимость основных средств;

— отражение в аналитическом налоговом учёте расходов по выполненным работам, оказанным услугам, которые могут быть признаны ничтожными, например, отсутствие лицензии, отсутствие государственной регистрации.

27.3 5.3 Проверка расчётов и уплаты налога на имущество

При проверке используют НК РФ, федеральный закон «О налоге на имущество предприятий» и инструкцию о порядке его исчисления и уплаты в бюджет.

А к задачам проверки относят:

— полнота и правильность включения имущества в налогооблагаемую базу;

— обоснованность отнесения проверяемого экономического субъекта к организациям, имущество которых не облагается налогом на имущество;

— обоснованность уменьшения налоговой базы на балансовою стоимость необлагаемого налогом имущество;

— правильность расчёта среднегодовой стоимости имущества;

— правильность исчисления налога и своевременность его уплаты, в т.ч. и по нахождению обособленных подразделений;

— правильность составления расчёта по налогу на имущество;

— наличие сверки расчётов с налоговым органом по налогу на имущество;

— соответствие отражённой в бухгалтерской отчётности задолженности с данными учётных регистров.

Источники информации:

— расчёты по налогу на имущество,

— карточка и анализ счёта.

Аудиторские процедуры:

— опрос, подтверждение,

— сравнение документов,

— просмотр документов,

— арифметический пересчёт,

— аналитические процедуры.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *