Прочие искусства

Откуда произошэл звериный стиль

откуда произошэл звериный стиль

  1. ЗВЕРИНЫЙ Стиль — исторический художественный стиль, сложившийся в
    8-9 в. до н. э. на огромных территориях Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной
    части Китая.

    Истоки этого СТИЛЯ — следует искать в первобытном тотемизме (обожествлении животных как предков людей) и в "натуральном стиле" ИСКУССТВА первобытных охотников.

    "ЗВЕРИНЫЙ Стиль" отличается от абстрактного — Звериного орнамента 6-8 в, распространенного в романском и норманнском искусстве, и от тератологических древнерусских мотивов.
    Более широкое понятие — зооморфные мотивы.

    Чаще определение "звериного стиля" — сужают до "СКИФСКОГО звериного СТИЛЯ"
    народов Северного Причерноморья VI-IV вв. до н. э.

    Схожие геометризованные и стилизованные изображения реальных и фантастических зверей украшают изделия из металла халыитаттской и латенской культур раннего железного и бронзового веков.
    Отличающиеся своеобразием и целостностью стилистических признаков, позволяющие говорить именно о стиле, находят в раскопках курганов степных районов от Кубани до Алтая. При этом оказывается, что "скифская культура и культура скифов — совсем не одно
    и то же.

    В курганах Центральной Азии находят предметы, соединяющие в своем стиле черты эллинистического, сасанидского и китайского искусства.
    По одной из версий, на сложение уникального "скифского звериного стиля"
    оказали влияние бронзовые изделия из провинции Ордос в Северо-Западном Китае,
    так называемые ордосские бронзы.

    Другой возможный источник — Луристан на юго-западе Иранского нагорья, персидский звериный стиль, блестяще развитый мастерами эпохи Ахеменидов (VII-V вв. до н. э. ) и Сасанидов (III-VII вв. н. э. ).

    Через посредство греческих колонистов это искусство затем ассимилировалось со "скифским".
    Высказывались версии о местном, сибирском происхождении "звериного стиля" и о
    влиянии на его формирование традиционной резьбы по дереву.
    Самые ранние находки датируются 9 в. до н. э., но черты оригинального стиля складываются к 7 в. до н. э.

    Мастера евразийских степей ковали оружие — акинаки (короткие скифские мечи) , щиты, делали конскую сбрую, бляхи, пряжки, псалии (удила) — стержни, увенчанные головой
    зверя, котлы, зеркала, ритуальные навершия жезлов. Изображения зверей в эпоху, предшествующую появлению отдельных родов декоративного и прикладного искусства,
    не украшали, а выявляли, обозначали
    и "усиливали" функцию предмета.
    Персонажей "звериного стиля" немного, они повторяются и ясно подразделяются на
    три группы соответственно трем "зонам" мифологического "Мирового Дерева":
    небесной (птицы) , земной (копытные) и подземной (хищники) .

    Среди птиц выделяются грифоны греческого типа с архаическими серповидными
    крыльями, грифо-бараны, фантастические крылатые звери, имеющие аналоги в персидском искусстве.

    Среди копытных изображаются олени, козы, быки, бараны, кони.
    Одной из главных особенностей "звериного стиля" является контраст чистых поверхностей, гладких объемов тела животного, решенных характерным пересечением плоскостей,
    с гипертрофированной фактурой деталей.
    Эта особенность объясняется оригинальной технологией : скифские мастера предпочитали не лепить, а вырезать ножом с широким лезвием из мягкого воска модель будущей отливки из металла.

    В искусстве скифов, как и в персидском, встречается прием симметричного удвоения изображения, условно называемый "геральдическим", или антитетическим (от греч. antithesis — противоположение) .
    Он связан с явлением симулътанизма.

    В 5 в. до н. э. под влиянием греко-персидского искусства в произведениях
    скифских мастеров появляется мотив — "когтящих хищников", терзающих копытных.

    ИСКУССТВО скифов 5 в. до н. э. иногда называют "скифским барокко" из-за его вычурности
    и пышной орнаментализации деталей.
    К концу IV в. до н. э. уникальный "ЗВЕРИНЫЙ Стиль" — исчез так же внезапно и загадочно,
    как и появился. Причину этого явления видят в изменении общей культурной ситуации.

  2. Мастера боевых искусств наблюдали за поединками животных. И пытались понять, как им удатся быть такими сильными, быстрыми или прыгучими. Как журавлю удатся побеждать змею или леопарду охотиться на обезьяну? Вначале копировали их движения (играли в животных) , потом начинали чувствовать как человеческое тело двигается по таким же траекториям. Так и появились примы звериных стилей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *