Библиотековедение

Особенности развития личности взрослого. Кризисы в период взрослости.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – может встать перед человеком с новой остротой в этом возрасте. Кризис среднего возраста — самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

У взрослого человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые изнутри разрушают его. « В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?». Представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся (внешне может быть вполне благополучной) жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Реализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей — поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости. «Кризис тридцати» — условное название этого кризиса. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Кризис середины жизни. 40 лет — время важных итогов и вопросов к себе. Экзистенциальный характер (смысло-жизненный характер). Психологические факторы: 1. переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности, снижение активности; 2. осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением, неудовлетворенность достигнутым положением; 3. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу (изменение временной перспективы); 4. переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни.

Личностное развитие и развитие самосознания — индивидуальное развитие взрослого человека является продолжением онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. Взрослость — неоднородный возрастной период, который начинается после юности и длится до конца жизни. В этом возрасте длится психическое и личностное развитие человека, поиск своей идентичности (на основе профессии и образа жизни), расширяются ее возможности как субъекта деятельности, познание, общение.

Развитие личности взрослого человека происходит по таким направлениям:

а) рост самостоятельности человека, ее свободы и ответственности, развитие индивидуальности (неповторимости), творческого отношения к действительности и собственного жизненного пути;

б) усиление социально-духовной интегрированности человека, социальной ответственности, обогащение форм ее жизнедеятельности.

Психологическая зрелость – это состояние, которое способствует процветанию в жизни, раскрытию всех талантов человека, его способностей, конструктивному общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности, удовлетворению важных потребностей человека социально приемлемым образом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *