Музыка

Кто автор Мурки? Какими еще хитами популярен?

Кто автор Мурки? Какими еще хитами популярен?

  1. Песня была создана около 80 лет назад 1 в Одессе. Существует версия, что музыка была написана знаменитым композитором Оскаром Строком в 1923 году. Этого композитора не зря называли королем танго : Мурка — классическое танго. Первоначальный вариант текста песни был написан одесским поэтом Яковом Ядовым автором других известных песен Бублики и Гоп со смыком . Слова Ядова не носили блатного характера, в них отсутстовавали слова про урок, банду из Амура и малину 2. Наиболее известный источник? вариант песни приведн ниже:

    Прибыла в Одессу банда из Ростова,
    В банде были урки, шулера.
    Банда занималась темными делами,
    И за ней следило Губчека.

    Речь держала баба, звали ее Мурка,
    Хитрая и смелая была.
    Даже злые урки и те боялись Мурки,
    Воровскую жизнь она вела.

    Темнота ночная, только ветер воет,
    А в развале собрался совет
    Это хулиганы, злые уркаганы,
    Собирали срочный комитет.

    Мурка, ты мой Муреночек,
    Мурка, ты мой котеночек,
    Мурка, Маруся Климова,
    Прости любимого!

    Ведь пошли провалы, начались облавы,
    Много стало наших пропадать.
    Как узнать скорее, кто же стал шалавой,
    Чтобы за измену покарать?

    Раз пошли на дело, выпить захотелось,
    Мы зашли в шикарный ресторан.
    Там сидела Мурка в кожаной тужурке,
    А из-под полы торчал наган.

    Мурка, в чем же дело, что ты не имела?
    Разве я тебя не одевал?
    Кольца и браслеты, юбки и жакеты
    Разве ж я тебе не добывал?

    Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая,
    Здравствуй, моя Мурка, и прощай!
    Ты зашухерила всю нашу малину,
    А теперь маслину получай!

    Мурка, ты мой Муреночек,
    Мурка, ты мой котеночек,
    Мурка, Маруся Климова,
    Прости любимого! 3

    По-видимому, первоначальный ее вариант — просто городской или, как его еще называют, жестокий романс (у него всегда трагическая концовка) . Этот вариант вышел в "Новом песеннике" В. В. Гадалина, изданном в Латвии еще до Отечественной войны.

    Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая!
    Помнишь ли ты, Мурка, наш роман?
    Как с тобой любили, время проводили
    И совсем не знали про обман.. .

    А потом случилось, счастье закатилось,
    Мурка, моя верная жена,
    Стала ты чужая и совсем другая,
    Стала ты мне, Мурка, неверна.

    Как-то, было lt;делоgt;, выпить захотелось,
    Я зашел в шикарный ресторан.
    Вижу — в зале бара там танцует пара —
    Мурка и какой-то юный франт.

    Тяжело мне стало, вышел я из зала
    И один по улицам бродил.
    Для тебя я, Мурка, не ценней окурка,
    А тебя я, Мурка, так любил!

    У подъезда жду я, бешено ревнуя.
    Вот она выходит не одна,
    Весело смеется, к франту так и жмется —
    Мурка, моя верная жена!

    Я к ней подбегаю, за руку хватаю:
    lt;Мне с тобою надо говорить. gt;
    Разве ты забыла, как меня любила,
    Что решила франта подцепить?

    Мурка, в чем же дело, что ты не имела?
    Разве я тебя не одевал?
    Шляпки и жакетки, кольца и браслетки
    Разве я тебе не покупал?

    Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая,
    Здравствуй, моя Мурка, и прощай!
    Ты меня любила, а потом забыла
    И за это пулю получай!

  2. Первоосновой песни о Мурке стала знаменитая в 20-е годы одесская песня о Любке-голубке. Некоторые исследователи приписывают е авторство одесскому поэту Якову Ядову. Однако с полной уверенностью утверждать этого нельзя. Константин Паустовский, в 20-е годы работавший с Ядовым, писал в Повести о жизни: Даже всеведущие жители города не могли припомнить, к примеру, кто написал песню Здравствуй, моя Любка, здравствуй, дорогая…

    В последнее время также появилась версия о том, что автором, музыки к Мурке является замечательный композитор Оскар Строк, — что, впрочем, пока ничем не подтверждено.

    В ранних вариантах песни героиня вовсе не выведена в качестве авторитетной воровки, каковой является в классической Мурке. Наиболее близкий к первооснове текст в этом сборнике Маша. Главный персонаж, Маша, помимо бандитки первого разряда, рисуется как любовница уркаганов . Однако в песне повествуется лишь о совместных кутежах, нет даже упоминания о воровской жизни и о речи на совете, а также о том, что бандитку боялись злые урки. Вс это пришло позже. Текст Любки, приведнный в нашем сборнике, по отношению к Маше является более поздним и ни в коем случае не первоначальной одесской Любкой! Оба текста и Маша, и Любка, записаны в 1934 году студенткой Н. Холиной . К середине 30-х, таким образом, ещ сосуществовали Любка и Маша, позже, переименованная в Мурку. Метаморфоза произошла тогда, когда, песня из Одессы вышла на широкие просторы, СССР и попала в столицу. Я привожу здесь и московский довоенный вариант песни. Скорее всего, выбор нового имени подсказала тема. В 20-е-40-е годы мурками называли работников Московского, уголовного розыска. Существовала даже поговорка Урки и мурки играют в жмурки, т. е. одни прячутся, другие ищут. В то же время Мурка вариант имени Мария, Маша. Таким образом, для уголовников имя Мурки стало воплощением гнусности и подлости, которое в их представлении связывалось с коварными ментами.

    В результате многочисленных переделок Любки сначала в Машу, потом в Мурку поздний текст песен оказался полон тмных мест и противоречий. Например, речь идт о событиях, которые произошли не позднее 1922 года. Несколько раз упоминается губчека, то есть губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Известно, что ВЧК с е отделениями на местах приказала долго жить 6 февраля 1922 года. Е функции были переданы ГПУ. Но в начале 20-х годов не было Торгсина (магазинов по торговле с иностранцами, упоминаемых в некоторых вариантах Мурки). Не было и воров в законе. Между тем в песне специально подчркивается, что уркаганы боялись Мурки, потому что воровскую жизнь она вела. Кроме того, по воровским законам, женщины не могли играть ведущей роли в уголовном мире, а уж в сходках им вообще запрещалось участвовать, не говоря о том, чтобы там держать речь. Московский вариант с привнесением в текст агентов МУРа вообще вносит, казалось бы, сумятицу: какой в Одессе МУР? Тут, впрочем, по иронии судьбы оказывается, что даже позднейшая вставка Московского уголовного розыска не нарушает исторической правды. Как вспоминал участник белогвардейского движения В. Шульгин в своих мемуарах, в 1919 году одесская чрезвычайка получила из Москвы 400 абсолютно верных и прекрасно выдрессированных людей.

    Интересно также, что в ранних вариантах песни чрезвычайно подробно описывается и сам процесс расправы над предательницей, и даже судьба тех уркаганов, которые ей отомстили. А в московском варианте даже описаны похороны Мурки лягашами! Канонический текст в конце концов от этого отказался, выиграв в экспрессивности и динамичности сюжета.

    В легальной Мурке, из которой выхолощены все воровские реалии; этот вариант песни тиражировался на пластинках, выпущенных в послевоенные годы в Ленинграде. О знаменитом припеве Мурка, ты мой Мурночек примечание к московскому тексту Мурки, строфа о похоронах.
    http://a-pesni.golosa.info/dvor/murka.htm


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *